сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 0 № 154
i

В ро­ма­не И. Ильфа и Е. Пет­ро­ва «Зо­ло­той телёнок» Остап Бен­дер пред­ла­га­ет жур­на­ли­стам «Тор­же­ствен­ный ком­плект  — не­за­ме­ни­мое по­со­бие для со­чи­не­ния юби­лей­ных ста­тей, та­бель­ных фе­лье­то­нов, а также па­рад­ных сти­хо­тво­ре­ний, од и тро­па­рей». В нем да­ют­ся сле­ду­ю­щие пра­ви­ла рас­ста­нов­ки за­пя­тых: «За­пя­тые ста­вят перед „что“, „ко­то­рый“ и „если“». При­ве­ди­те хотя бы по три при­ме­ра раз­ных типов, про­ти­во­ре­ча­щих каж­до­му из этих пра­вил.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

За­пя­тые перед сло­ва­ми что, ко­то­рый и если не ста­вят­ся в целом ряде слу­ча­ев. При­ведём наи­бо­лее рас­про­странённые груп­пы при­ме­ров.

1.  За­пя­тая не ста­вит­ся, если перед об­суж­да­е­мым сло­вом стоит пред­лог, союз или ча­сти­ца:

За что ты его по­лю­би­ла?

А что ты со­би­ра­ешь­ся де­лать?

Вот что я хотел ска­зать.

При­шел че­ло­век, с ко­то­рым я до­го­ва­ри­вал­ся.

Но ко­то­рый из них твой зна­ко­мый?

Уже ко­то­рый раз ты зво­нишь.

А если это лю­бовь?

Я приду, толь­ко если это по­след­ний раз.

2.  За­пя­тая не ста­вит­ся, если об­суж­да­е­мое слово на­чи­на­ет пред­ло­же­ние:

Что ты де­ла­ешь?

Ко­то­рый час?

Если я не­прав, скажи.

3.  За­пя­тая не ста­вит­ся, если об­суж­да­е­мое слово вхо­дит в со­став со­став­но­го союза: по­то­му что, так что.

4.  За­пя­тая не ста­вит­ся, если об­суж­да­е­мое слово на­зы­ва­ет само себя (в так на­зы­ва­е­мом ав­то­ним­ном упо­треб­ле­нии):

Слово «что» на­чи­на­ет­ся с буквы «ч».

Слово «ко­то­рый» из­ме­ня­ет­ся по па­де­жам.

Союз «если» со­еди­ня­ет части слож­но­го пред­ло­же­ния.

Воз­мож­ны и дру­гие слу­чаи.

В рам­ках каж­до­го из трёх слов ста­ви­лось по 3 балла за тип, по 1 баллу за каж­дый сле­ду­ю­щий при­мер того же типа. На­при­мер: Что ты хо­чешь? Что ты ешь? Что ты пла­чешь?  — 3 балла за тип + 2 балла за од­но­тип­ные при­ме­ры. При этом за каж­дое из трёх слов можно было по­лу­чить не более 9 бал­лов, а за всю за­да­чу  — не более 25 бал­лов. За каж­дую пунк­ту­а­ци­он­ную ошиб­ку сни­ма­лись 2 балла.

Класс: 8, 9
Классификатор: Син­так­сис. Пунк­ту­а­ци­он­ный ана­лиз