сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 0 № 244
i

В рус­ских гла­го­лах при об­ра­зо­ва­нии не­со­вер­шен­но­го вида с по­мо­щью суф­фик­са - ива- (-ыва-) на­блю­да­ет­ся че­ре­до­ва­ние кор­не­во­го глас­но­го: О//А. На­при­мер: от­ста­и­вать (ср. от­сто­ять), уко­ра­чи­вать (ср. уко­ро­тить), вы­тап­ты­вать (ср. вы­топ­тать), про­гла­ты­вать (ср. про­гло­тить), об­ма­ты­вать (ср. об­мо­тать). Од­на­ко такое че­ре­до­ва­ние ха­рак­тер­но не для всех гла­го­лов рус­ско­го языка (ср., на­при­мер: по­хло­пы­вать, обес­то­чи­вать, поды­то­жи­вать, от­сро­чи­вать).

Про­ана­ли­зи­ро­вав дан­ные выше при­ме­ры, от­веть­те, при каком усло­вии глас­ный будет че­ре­до­вать­ся. Дайте по­дроб­ный ответ с опо­рой на при­ме­ры.

Про­чи­тай­те слова до­тра­ги­вать­ся, раз­бал­ты­вать, об­са­сы­вать, от­ка­пы­вать­ся, ука­лы­вать, со­скаль­зы­вать.

Ос­но­вы­ва­ясь на вы­ве­ден­ной за­ко­но­мер­но­сти, вы­пи­ши­те слово, че­ре­до­ва­ние в ко­то­ром не­за­ко­но­мер­но.

Если смо­же­те, на­пи­ши­те один гла­гол с суф­фик­сом -ива- (-ыва-), в ко­то­ром че­ре­до­ва­ние О//А также не­за­ко­но­мер­но.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Че­ре­до­ва­ние глас­но­го в корне на­блю­да­ет­ся в сло­вах, в ко­то­рых ко­рень про­из­во­дя­щей ос­но­вы (ос­но­вы со­вер­шен­но­го вида) без­удар­ный: остоЯть  — отстАивать. Если уда­ре­ние па­да­ет на кор­не­вой О про­из­во­дя­щей ос­но­вы, то че­ре­до­ва­ния не про­ис­хо­дит: узакОнить  — уза­ко­ни­вать.

В слове до­тра­ги­вать­ся че­ре­до­ва­ние не­за­ко­но­мер­но. Кор­не­вой О про­из­во­дя­щей ос­но­вы удар­ный: дотрОнуть­ся.

При­ме­ры слов, по­доб­ных гла­го­лу до­тра­ги­вать­ся: оспОрить  — оспари­вать, обрабОтать  — обрабаты­вать.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Всего 10 бал­лов:

5 б. — за уста­нов­ле­ние за­ко­но­мер­но­сти;

1 б. — за слово до­тра­ги­вать­ся;

4 б. — за по­до­бран­ное слово

?
Олимпиада: Ин­же­нер­ная олим­пи­а­да Звез­да

Cсылка на сайт олим­пи­а­ды: https://zv.susu.ru/

Класс: 10
Классификатор: Мор­фо­ло­гия. Мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки гла­го­лов, Сло­во­об­ра­зо­ва­ние. Спо­со­бы сло­во­об­ра­зо­ва­ния