сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 0 № 2510
i

1.  Вы­пи­ши­те слова, об­ла­да­ю­щие спо­соб­но­стью вы­ра­жать ан­то­ни­ми­че­ские зна­че­ния. Свои пред­по­ло­же­ния под­твер­ди­те при­ме­ра­ми.

На­ри­со­вать, жгу­чий, до­ка­зать, за­ды­мить, дра­го­цен­ный, бес­цен­ный,

от­нять, за­ле­чить, от­бор­ный.

2.  На­зо­ви­те слова, сов­ме­ща­ю­щие сле­ду­ю­щие про­ти­во­по­лож­ные зна­че­ния. В ответ за­пи­ши­те толь­ко одно слово.

 

1.  «может быть»

2.  «со­вер­шен­но точно»

1.  «в выс­шей сте­пе­ни счаст­ли­вый»

2.  «глу­по­ва­тый», «не­счаст­ный»

1.  «на­чать»

2.  «за­кон­чить»

1.  «при­но­ся­щий беду, злой, тяж­кий»

2.  «мо­ло­дец­кий, уда­лой»

1.  «за­ве­щать, по­да­рить по за­ве­ща­нию»

2.  «от­ве­тить от­ри­ца­тель­но на прось­бу»

 

3.  Опре­де­ли­те зна­че­ние вы­де­лен­но­го слова в тек­сте. В ответ за­пи­ши­те си­но­ним или сло­во­со­че­та­ние.

 

И внял я неба со­дро­га­нье,

И гор­ний ан­ге­лов полет,

И гад мор­ских под­вод­ный ход,

И доль­ней лозы про­зя­ба­нье.

А. С. Пуш­кин. Про­рок

 

В за­по­ве­дях твоих по­глум­лю­ся и ура­зу­мею пути твои.

Псал­тирь

 

Все, что не на­хо­ди­ло себе места в го­ро­де, вся­кое вы­ско­чив­шее из колеи су­ще­ство­ва­ние, по­те­ряв­шее, по той или дру­гой при­чи­не, воз­мож­ность пла­тить хотя бы и жал­кие гроши за кров и угол на ночь и в не­по­го­ду,  — все это тя­ну­лось на ост­ров и там, среди раз­ва­лин, пре­кло­ня­ло свои по­бед­ные го­ло­вуш­ки, платя за го­сте­при­им­ство лишь риском быть по­гре­бен­ны­ми под гру­да­ми ста­ро­го му­со­ра.

В. Г. Ко­ро­лен­ко. В дур­ном об­ще­стве

 

Не мы ли здесь вчера ска­ка­ли,

Не мы ли ярост­но топ­та­ли,

Усерд­ной ме­стию горя,

Лихих из­мен­ни­ков царя?

А. С. Пуш­кин. Какая ночь! Мороз трес­ку­чий…

 

И дош­лый народ эти кон­дук­то­ра,  — всё одно, как вот в прят­ки: тот с за­вя­зан­ны­ми гла­за­ми ловит их, а они во­круг него шны­ря­ют.

Н. Гарин-Ми­хай­лов­ский. Мат­ре­ни­ны день­ги

 

4.  На­зо­ви­те яв­ле­ние, ко­то­рое ил­лю­стри­ру­ют при­ве­ден­ные выше при­ме­ры. В ответ за­пи­ши­те одно слово.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Жгу­чий снег, мороз  — жгу­чее солн­це.

Все за­ды­ми­ли сразу  — за­ды­мил все по­ме­ще­ние.

Бес­цен­ные со­кро­ви­ща  — бес­цен­ный товар.

Ему за­ле­чи­ли рану  — его за­ле­чи­ли до смер­ти.

От­бор­ные воины  — от­бор­ные слова по­сып­лют­ся до­ждем.

 

2.  

1.  «может быть»

2.  «со­вер­шен­но точно»

на­вер­ное

1.  «в выс­шей сте­пе­ни счаст­ли­вый»

2.  «глу­по­ва­тый», «не­счаст­ный»

бла­жен­ный

1.  «на­чать»

2.  «за­кон­чить»

за­вя­зать

1.  «при­но­ся­щий беду, злой, тяж­кий»

2.  «мо­ло­дец­кий, уда­лой»

лихой

1.  «за­ве­щать, по­да­рить по за­ве­ща­нию»

2.  «от­ве­тить от­ри­ца­тель­но на прось­бу»

от­ка­зать

 

3.  Древ­ней­шее зна­че­ние гла­го­ла про­зя­бать  — «про­из­рас­тать, раз­ви­вать­ся». Со­вре­мен­ное про­зя­бать  — «вести жал­кую, бес­со­дер­жа­тель­ную, бес­цель­ную жизнь». Здесь про­зя­ба­ние  — про­из­рас­та­ние.

Гла­гол глу­мить­ся, имев­ший в древ­не­рус­ском языке сле­ду­ю­щие зна­че­ния: «за­бав­лять, ве­се­лить»;«от­вле­кать­ся, пу­сто­сло­вить»;«раз­ду­мы­вать, рас­суж­дать, раз­мыш­лять», пре­тер­пел из­ме­не­ния. В со­вре­мен­ном рус­ском языке, а также в со­вре­мен­ных сла­вян­ских язы­ках упо­треб­ля­ет­ся толь­ко в зна­че­нии «драз­нить, из­де­вать­ся, шу­тить». То есть пер­вич­ное, древ­нее зна­че­ние гла­го­ла «глу­мить­ся» уте­ря­но.

По­бе­да эти­мо­ло­ги­че­ски свя­за­но со сло­вом беда. Пер­во­на­чаль­но при­ла­га­тель­ное по­бед­ный функ­ци­о­ни­ро­ва­ло со зна­че­ни­ем «не­счаст­ный».

До 18 в. слово лихой об­ла­да­ло ярко вы­ра­жен­ным эмо­ци­о­наль­но-от­ри­ца­тель­ным зна­че­ни­ем. В сря слово имеет два зна­че­ния: 1. «при­но­ся­щий беду, злой, тяж­кий»; 2. «мо­ло­дец­кий, уда­лой». В сти­хо­тво­ре­нии слово упо­треб­ле­но в пер­вом зна­че­нии.

Слово дош­лый имеет зна­че­ние «опыт­ный, све­ду­щий, хит­рый, лов­кий, смыш­ле­ный». Ис­поль­зу­ет­ся в пря­мом и един­ствен­ном зна­че­нии. Эти­мо­ло­ги­че­ски свя­за­но со сло­вом до­хо­дить, ко­то­рое имеет не­сколь­ко ва­ри­ан­тов се­ман­ти­че­ско­го раз­ви­тия, ср.: до­хо­дя­га.

 

4.  Энан­тио­се­мия.

Класс: 10, 11
Классификатор: Лек­си­ка. Си­но­ни­мы, ан­то­ни­мы, омо­ни­мы, па­ро­ни­мы