сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 0 № 253
i

Про­чи­тай­те от­ры­вок из сти­хо­тво­ре­ния, ко­то­рое школь­ни­ки XIX в.  — нач. XX в. за­учи­ва­ли для за­креп­ле­ния од­но­го ор­фо­гра­фи­че­ско­го пра­ви­ла.

 

Кто тамъ гнѣвно свирѣпѣетъ?

Крѣпко сѣто­вать такъ смѣетъ?

Надо мирно спор рѣшить

И другъ друга убѣдить…

 

Вспом­ни­те и за­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм, по про­ис­хож­де­нию свя­зан­ный с этим ор­фо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом и до сих пор жи­ву­щий в рус­ском языке. Объ­яс­ни­те зна­че­ние и про­ис­хож­де­ние дан­но­го фра­зео­ло­гиз­ма.

При­ме­ча­ние: буквы Е и ѣ(Ѣ) про­из­но­си­лись оди­на­ко­во.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Фра­зео­ло­гизм  — на ять; знать на ять; де­лать что-л. на ять.

Зна­че­ние  — от­лич­но, без­уко­риз­нен­но; от­лич­ный, без­уко­риз­нен­ный.

Про­ис­хож­де­ние  — от на­зва­ния буквы ять, пра­ви­ла ис­поль­зо­ва­ния ко­то­рой счи­та­лись од­ни­ми из самых слож­ных в до­ре­во­лю­ци­он­ном рус­ском пра­во­пи­са­нии. Вы­ра­же­ние знать на ять в букв. смыс­ле озна­ча­ло знать эти пра­ви­ла, в пе­ре­нос­ном  — знать всё до де­та­лей (от­лич­но)

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Всего 6 бал­лов:

2 б. — за фра­зео­ло­гизм (за­счи­ты­ва­ет­ся любой ва­ри­ант);

2 б. — за зна­че­ние;

2 б. — за по­дроб­ное объ­яс­не­ние зна­че­ния

?
Олимпиада: Ин­же­нер­ная олим­пи­а­да Звез­да

Cсылка на сайт олим­пи­а­ды: https://zv.susu.ru/

Класс: 10
Классификатор: Ис­то­рия. Фра­зео­ло­гиз­мы, по­сло­ви­цы, устой­чи­вые вы­ра­же­ния