сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 21 № 656
i

Раз­бе­ри­те по чле­нам при­ве­ден­ные пары пред­ло­же­ний. Объ­яс­ни­те смыс­ло­вые раз­ли­чия, свя­зан­ные с по­ряд­ком слов.

1.  Из ка­би­не­та вышел рас­стро­ен­ный по­се­ти­тель. По­се­ти­тель из ка­би­не­та вышел рас­стро­ен­ный.

2.  Мы долж­ны бе­речь нашу ве­ли­кую куль­ту­ру. Бе­речь долж­ны мы куль­ту­ру нашу ве­ли­кую.

3.  Ку­рить очень вред­но. Очень вред­но ку­рить.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Из ка­би­не­та вышел рас­стро­ен­ный по­се­ти­тель. По­се­ти­тель из ка­би­не­та вышел рас­стро­ен­ный.

Во вто­ром пред­ло­же­нии смыс­ло­вой ак­цент свя­зан с со­став­ным имен­ным ска­зу­е­мым, тем самым в боль­шей сте­пе­ни под­чер­ки­ва­ет­ся эмо­ци­о­наль­ное со­сто­я­ние по­се­ти­те­ля.

2.  Мы долж­ны бе­речь нашу ве­ли­кую куль­ту­ру. Бе­речь долж­ны мы куль­ту­ру нашу ве­ли­кую. При сов­па­де­нии син­так­си­че­ских функ­ций эти пред­ло­же­ния от­ли­ча­ют­ся по смыс­лу. Смыс­ло­вой ак­цент во 2-м пред­ло­же­нии свя­зан со 2-й ча­стью и уси­ли­ва­ет общую идею от­но­ше­ния к куль­ту­ре. Сти­ли­сти­че­ски это пред­ло­же­ние со­от­но­сит­ся с на­род­но-по­э­ти­че­ской тра­ди­ци­ей и зву­чит из-за этого еще более па­фос­но.

3.  Ку­рить очень вред­но. Очень вред­но ку­рить (или: Очень вред­но ку­рить). В 1-м пред­ло­же­нии ку­рить яв­ля­ет­ся ос­нов­ным пред­ме­том со­об­ще­ния (= Ку­ре­ние вред­но). 2-е пред­ло­же­ние без­лич­ное, ос­нов­ной смыс­ло­вой ак­цент свя­зан в нем с глав­ным чле­ном (вред­но), а гла­гол ку­рить вы­пол­ня­ет, можно ска­зать, вспо­мо­га­тель­ную функ­цию.

Класс: 10, 11
Классификатор: Син­так­сис. Общая и смыс­ло­вая ха­рак­те­ри­сти­ка пред­ло­же­ний, Син­так­сис. Син­так­си­че­ский раз­бор пред­ло­же­ния