Всего: 273 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Добавить в вариант
Выберите слова, в котором правильно выделены буквы, обозначающие ударный гласный звук.
1. а — путепровОд, б — путепрОвод;
2. а — глашАтай, б — глашатАй;
3. а — слИвовый, б — сливОвый;
4. а — нАчался, б — началсЯ;
5. а — семь прОстынь, б — семь простЫнь;
6. а — христиАнин, б — христианИн;
7. а — крЕмень, б —кремЕнь;
8. а — флюорогрАфия, б — флюорографИя;
9. а — квАшение, б — квашЕние;
10. а — клАла, б — клалА;
11. а — зАвидно, б — завИдно;
12. а — облЕгчить, б — облегчИть.
Выберите нужную цифру (муж. род — 1, ср. род — 2, жен. род — 3, общ. род — 4), указывающую на родовую принадлежность следующих слов:
1) фламинго — 1, 2, 3, 4 ______
2) толь — 1, 2, 3, 4 __________
3) псалтырь — 1, 2, 3, 4 ______
4) протеже — 1, 2, 3, 4 _______
5) соловушка — 1, 2, 3, 4 _____
6) кюре — 1, 2, 3, 4 _________
7) иваси — 1, 2, 3, 4 _________
8) домище — 1, 2, 3, 4 _______
9) соня — 1,2,3,4, ___________
10) фуэте — 1,2,3,4 _________
11) сомбреро — 1,2,3,4 ______
12) шасси — 1,2,3,4 _________
13) визави — 1,2,3,4. ________
Определите значение слова труд в предложениях, взятых из произведений А. С. Пушкина. В каком из контекстов это слово сохраняет древнее значение, утраченное современным языком.
1.Вдали рассыпанные хаты; / На влажных берегах бродящие стада;/ Овины дымные и мельницы крылаты;/ Везде следы довольства и труда.
2. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе./ Грядущего волнуемое море.
3. Я жег мой труд и холодно смотрел,/ Как мысль моя и звуки, мной рождены, / Пылая, с легким дымом исчезали.
Укажите, какие из следующих пар слов являются словами однокоренными.
1) нервный — неровный;
2) носатый — носильщик:
3) безоблачный — разоблачить;
4) старожил — сторожиха;
5) смешить — смешать;
6) левый — львиный;
7) проданный — преданный;
8) подлить — продлить;
9) учитель — учитывать;
10)сокровище — сокровенный.
В каких отношениях находятся выделенные слова в данных ниже предложениях.
1) синонимы;
2) антонимы;
3) контекстные антонимы;
4) стилистические синонимы.
1. А матери смерть — это не смерть, а успение (М. М. Пришвин).
2. И — двойника нащупавший двойник — сквозь легкое лицо проступит лик (И. И. Цветаева).
Назовите причину возникновения речевой ошибки в следующих предложениях.
1) неразграничение паронимов;
2) нарушение стиля;
3) плеоназм;
4) нарушение в управлении;
5) полисемия;
6) нарушение лексической сочетаемости.
1. Внутренний интерьер дворца поразил туристов роскошью. ____
2. Задача, поставленная исследователем, достигнута. _______
3. Тезисы к статье получились очень неудачными. _______
Какой частью речи является слово себе и в каком значении употребляется в следующих предложениях?
1. Все сидит в халате да трубку знай себе покуривает (Н. Гоголь).________
2. Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт/ Вперед, и лаю твоего совсем не примечает (И. Крылов).___________________
3. Он бежит себе в волнах/ На раздутых парусах (А. С. Пушкин)._________
4. Не дышали мы сонными маками,/ И своей мы не знали вины,/ Под какими же звездными знаками/ Мы на горе себе рождены? (А. А. Ахматова)_____________
Части речи:
1) имя существительное;
2) имя прилагательное;
3) местоимение;
4) частица;
5) междометие.
Выберите правильный вариант написания следующих слов:
1) брезж…ий рассвет ____________а) –ущ-/ющ; б) –ащ-/-ящ-;
2) кле…аяся плёнка _____________;
3) стел…ийся дым _______________;
4) движ…ый целью _______________ а) –ом-/-ем-; б) –им-;
5) без вид…ой причины ___________;
6) взлеле……ая мечта ______________ а) –енн-; б) -янн-;
7) рассе…ый по земле _____________;
8) обложка из т…сненой кожи ________ а) –е-; б) –и-;
9) раздр…жающий аромат ___________ а) –а-; б) –о-;
10) непр…емлемое решение __________ а) –е_; б) –и-;
11) пр…вратности судьбы ____________;
12) пр…дать гласности ______________;
13) построиться (по) двое ______ а) слитно; б) раздельно; в) через дефис;
14) идти (по) одному ____________;
15) объяснять (без) толку ________;
16) (в) последствии предоставить отчет ______;
17) сказать (в) заключение ________________;
18) идти (на) встречу друг другу _______________;
19) (ослепительно) белый ____________________;
20) (всемирно) известный дирижер ____________;
21) (пол) города ____________________________;
22) (не) (за) чем спорить ______________________;
23) (не) понятное нам решение ________________;
24) цель (не) достигнута ______________________;
25) абсолютно (не) подготовленный доклад ______;
26) отвечать пута…о _________________ а) –н-; б) –нн-;
27) рафинирова…ый интеллигент;_____________;
28) ответы обдума…ы ______________________;
29) балова…ый ребенок _____________________;
30) подли…ый документ _____________________;
31) что н… сделает – все н… так ________а) –е- ; б) –и-;
32) говорил н… с кем иным, как с самим директором _______;
33) объясняли н… раз __________;
Назовите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В нашу повседневную жизнь вошло много новых понятий (1) и русский язык обогатился новыми терминами (2) когда началась перестройка нашей экономики. Русский язык (3) к ужасу славянофилов (4) постоянно пополняется словами (5) само собой разумеется (6) заимствованиями из других языков (7) в частности (8) из английского. Такие слова (9) как (10) дивиденд (11) менеджмент (12) уже стали привычными (13) а такие (14) как мерчендайзер (15) или промоутер (16) или (17) например (18) супервайзер (19) приводят в затруднение (20) если не всех (21) то очень многих наших соотечественников.
Каким членом предложения является и к какой особой части речи (лексико-грамматическому классу) можно отнести слово время в следующей цитате из стихотворения А. С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»?
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.
Определите лексическое значение выделенных слов. К какой тематической группе их можно отнести? Как называются слова, заимствованные из малоизвестных языков, обычно неиндоевропейских, и употребляемые для придания речи особого колорита? Какие из выделенных слов относятся к этой категории слов?
Мне представилось, что я царь, шах, хан, король, бей, набаб, султан или какое-то сих названий нечто, седящее (от древнерусск. гл. седети) во власти на престоле. (А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву)
Прочитайте внимательно текст, написанный просветителем XVIII в. Феофаном Прокоповичем. Кратко сформулируйте его главную мысль. Объясните лексическое значение выделенных слов и приведите примеры современных слов, этимологически родственных данным.
Если в мучительские осужден кто руки.
Ждет бедная голова печали и муки,
Не вели томить его делом кузниц трудных,
Не посылать в тяжкие работы мест рудных:
Пусть лексикон делает — то одно довлеет,
Всех мук роды сей един труд в себе имеет.
В каждом из данных предложений определите тип
обстоятельства, выраженного грамматической формой творительного падежа
имени существительного или местоимения. Отметьте устаревшие случаи
выражения обстоятельственных значений формой творительного падежа
(напишите номера предложений). Перечислите, какие еще синтаксические
функции свойственны этой грамматической форме?
1. Держа кувшин над головой, / Грузинка узкою тропой / Сходила к берегу.( М. Ю. Лермонтов)
2. Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря ,/ Верст больше семисот пронесся! (А. С. Грибоедов)
3. Ах, теперь грозой ночною / Милый по морю плывет. (И. И. Козлов)
4. Кто б ни был погибший, но бурей погиб он. (В. А. Жуковский)
5. Туда зарею поспешаю / С смиренным посохом в руках. (А. С. Пушкин)
6. Убийством тупятся мечи. (А. С. Пушкин)
7.Случалось ли, чтоб вы, смеясь или в печали, / Ошибкою добро о ком-нибудь сказали? (А. С. Грибоедов)
8. Толпой угрюмою и скоро позабытой / Над миром мы пройдем без шума и следа. (М. Ю. Лермонтов)
9. Соловьем залетным юность пролетела. (А. В. Кольцов)
10. Чичиков... тут же изъявил готовность платить подати за всех крестьян, умерших такими несчастными случаями. (Н. В. Гоголь)
Проанализируйте способ образования следующих слов. Выберите слова, в которых произошло упрощение слоговой структуры, и назовите термин, которым обозначается это явление в языке.
Минералогия, знаменосец, нумерология, дюралюминий, агрокультура.
Сделайте перевод фрагмента древнерусского текста на современный русский язык. Дайте лексический комментарий к выделенным словам: к каким корням восходят значения выделенных слов, подберите к ним однокоренные и синонимичные слова в современном русском языке.
Сь слышавъ Дионисии царь, яко два оуноши мъного молвиста на нь и на царьство его въ пиру, и повеле възъвати я къ собе на обедъ. Видъ же единого оупивъшася и мъного соуетная глаголяша, а дроугаго съ страхомь пьюша и съ блюденьемъ, оного отпусти, зане пьяница естьствомь былъ, а оного посече, яко злоумьника и волею блоудаша.
Назовите разряды местоимений, с которыми соотносятся по значению данные местоименные сочетания. Сгруппируйте эти сочетания в соответствии с разрядами. Придумайте предложения с этими сочетаниями.
Какой ни на есть, какой бы то ни было, какой ни возьми, какой-никакой, хоть какой.
Прочитайте текст, ответьте на поставленные в тексте вопросы; свои ответы сформулируйте в виде короткого эссе.
Наиболее распространенные в мире языки выделить нетрудно. Это, конечно, китайский — по причине огромного количества людей, считающих его родным. Это арабский, поскольку он есть язык динамически развивающейся и распространяющейся религии. Это испанский, на котором, учитывая диалекты, говорит без малого целое полушарие. Это, конечно, английский, который выполняет в мире ту же функцию, какую выполнял русский язык в Советском Союзе. Сегодня английский — язык межнационального общения, в основном коммерческого и научно-технического. И это — русский.
Русский язык — не язык коммерции. Для этих целей он сам напичкан англоязычной лексикой. Он также не является родным языком для мировой религии, как арабский или иврит. Количеством мы, подобно китайцам, никого не пугаем и не удивляем. Не язык всемирных колонизаторов, не язык всемирных торговцев, не язык новых религиозных откровений. Что же такое в мире русский язык и в чем его ценность?
(Андрей Ткачев «Беглец от мира»)