сайты - меню - вход - но­во­сти


Поиск
?


Скопировать ссылку на результаты поиска
Класс: 10 11 8 9

Всего: 273    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80

Добавить в вариант

Тип 21 № 1613
i

Вы­бе­ри­те слова, в ко­то­ром пра­виль­но вы­де­ле­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие удар­ный глас­ный звук.

1.  а  — пу­те­про­вОд, б  — пу­те­прО­вод;

2.  а  — гла­шА­тай, б  — гла­ша­тАй;

3.  а  — слИ­во­вый, б  — сли­вО­вый;

4.  а  — нА­чал­ся, б  — на­чал­сЯ;

5.  а  — семь прО­стынь, б  — семь про­стЫнь;

6.  а  — хри­сти­А­нин, б  — хри­сти­а­нИн;

7.  а  — крЕ­мень, б  —кре­мЕнь;

8.  а  — флю­о­ро­грА­фия, б  — флю­о­ро­гра­фИя;

9.  а  — квА­ше­ние, б  — ква­шЕ­ние;

10. а  — клАла, б  — клалА;

11. а  — зА­вид­но, б  — за­вИд­но;

12. а  — об­лЕг­чить, б  — об­лег­чИть.


Тип 21 № 1861
i

Вы­бе­ри­те нуж­ную цифру (муж. род  — 1, ср. род  — 2, жен. род  — 3, общ. род  — 4), ука­зы­ва­ю­щую на ро­до­вую при­над­леж­ность сле­ду­ю­щих слов:

1)  фла­мин­го  — 1, 2, 3, 4 ______

2)  толь  — 1, 2, 3, 4 __________

3)  псал­тырь  — 1, 2, 3, 4 ______

4)  про­те­же  — 1, 2, 3, 4 _______

5)  со­ло­вуш­ка  — 1, 2, 3, 4 _____

6)  кюре  — 1, 2, 3, 4 _________

7)  иваси  — 1, 2, 3, 4 _________

8)  до­ми­ще  — 1, 2, 3, 4 _______

9)  соня  — 1,2,3,4, ___________

10) фуэте  — 1,2,3,4 _________

11) сомбре­ро  — 1,2,3,4 ______

12) шасси  — 1,2,3,4 _________

13) ви­за­ви  — 1,2,3,4. ________


Тип 0 № 1862
i

Опре­де­ли­те зна­че­ние слова труд в пред­ло­же­ни­ях, взя­тых из про­из­ве­де­ний А. С. Пуш­ки­на. В каком из кон­тек­стов это слово со­хра­ня­ет древ­нее зна­че­ние, утра­чен­ное со­вре­мен­ным язы­ком.

 

1.Вдали рас­сы­пан­ные хаты; / На влаж­ных бе­ре­гах бро­дя­щие стада;/ Овины дым­ные и мель­ни­цы кры­ла­ты;/ Везде следы до­воль­ства и труда.

2.  Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе./ Гря­ду­ще­го вол­ну­е­мое море.

3.  Я жег мой труд и хо­лод­но смот­рел,/ Как мысль моя и звуки, мной рож­де­ны, / Пылая, с лег­ким дымом ис­че­за­ли.


Тип 0 № 1863
i

Ука­жи­те, какие из сле­ду­ю­щих пар слов яв­ля­ют­ся сло­ва­ми од­но­ко­рен­ны­ми.

 

1)  нерв­ный  — не­ров­ный;

2)  но­са­тый  — но­силь­щик:

3)  без­об­лач­ный  — раз­об­ла­чить;

4)  ста­ро­жил  — сто­ро­жи­ха;

5)  сме­шить  — сме­шать;

6)  левый  — льви­ный;

7)  про­дан­ный  — пре­дан­ный;

8)  подлить  — про­длить;

9)  учи­тель  — учи­ты­вать;

10)со­кро­ви­ще  — со­кро­вен­ный.


Тип 0 № 1864
i

В каких от­но­ше­ни­ях на­хо­дят­ся вы­де­лен­ные слова в дан­ных ниже пред­ло­же­ни­ях.

 

1)  си­но­ни­мы;

2)  ан­то­ни­мы;

3)  кон­текст­ные ан­то­ни­мы;

4)  сти­ли­сти­че­ские си­но­ни­мы.

1.  А ма­те­ри смерть  — это не смерть, а успе­ние (М. М. При­швин).

2.  И  — двой­ни­ка на­щу­пав­ший двой­ник  — сквозь лег­кое лицо про­сту­пит лик (И. И. Цве­та­е­ва).


Тип 0 № 1865
i

На­зо­ви­те при­чи­ну воз­ник­но­ве­ния ре­че­вой ошиб­ки в сле­ду­ю­щих пред­ло­же­ни­ях.

 

1)  не­раз­гра­ни­че­ние па­ро­ни­мов;

2)  на­ру­ше­ние стиля;

3)  плео­назм;

4)  на­ру­ше­ние в управ­ле­нии;

5)  по­ли­се­мия;

6)  на­ру­ше­ние лек­си­че­ской со­че­та­е­мо­сти.

 

1.  Внут­рен­ний ин­те­рьер двор­ца по­ра­зил ту­ри­стов рос­ко­шью. ____

2.  За­да­ча, по­став­лен­ная ис­сле­до­ва­те­лем, до­стиг­ну­та. _______

3.  Те­зи­сы к ста­тье по­лу­чи­лись очень не­удач­ны­ми. _______


Тип 0 № 1866
i

Из дан­ных ниже слов, вы­бе­ри­те, яв­ля­ю­щи­е­ся ис­кон­но рус­ски­ми: друг (1), изба (2), бо­га­тырь (3), ми­лость (4), са­ра­фан (5), со­ба­ка (6), небо (7), сун­дук (8), ло­шадь (9), хал­ту­ра (10), ерун­да (11), имя (12), тыква (13), меч (14).


Тип 0 № 1867
i

Какой ча­стью речи яв­ля­ет­ся слово себе и в каком зна­че­нии упо­треб­ля­ет­ся в сле­ду­ю­щих пред­ло­же­ни­ях?

 

1.  Все сидит в ха­ла­те да труб­ку знай себе по­ку­ри­ва­ет (Н. Го­голь).________

2.  Смот­ри, уж ты хри­пишь, а он себе идёт/ Впе­ред, и лаю тво­е­го со­всем не при­ме­ча­ет (И. Кры­лов).___________________

3.  Он бежит себе в вол­нах/ На раз­ду­тых па­ру­сах (А. С. Пуш­кин)._________

4.  Не ды­ша­ли мы сон­ны­ми ма­ка­ми,/ И своей мы не знали вины,/ Под ка­ки­ми же звезд­ны­ми зна­ка­ми/ Мы на горе себе рож­де­ны? (А. А. Ах­ма­то­ва)_____________

 

Части речи:

1)  имя су­ще­стви­тель­ное;

2)  имя при­ла­га­тель­ное;

3)  ме­сто­име­ние;

4)  ча­сти­ца;

5)  меж­до­ме­тие.


Тип 21 № 1868
i

Вы­бе­ри­те пра­виль­ный ва­ри­ант на­пи­са­ния сле­ду­ю­щих слов:

 

1)  брезж…ий рас­свет ____________а) –ущ-/ющ; б) –ащ-/-ящ-;

2)  кле…аяся плёнка _____________;

3)  стел…ийся дым _______________;

4)  движ…ый целью _______________ а) –ом-/-ем-; б) –им-;

5)  без вид…ой при­чи­ны ___________;

6)  взле­ле……ая мечта ______________ а) –енн-; б) -янн-;

7)  рассе…ый по земле _____________;

8)  об­лож­ка из т…сне­ной кожи ________ а) –е-; б) –и-;

9)  раздр…жа­ю­щий аро­мат ___________ а) –а-; б) –о-;

10) непр…ем­ле­мое ре­ше­ние __________ а) –е_; б) –и-;

11) пр…врат­но­сти судь­бы ____________;

12) пр…дать глас­но­сти ______________;

13) по­стро­ить­ся (по) двое ______ а) слит­но; б) раз­дель­но; в) через дефис;

14) идти (по) од­но­му ____________;

15) объ­яс­нять (без) толку ________;

16) (в) по­след­ствии предо­ста­вить отчет ______;

17) ска­зать (в) за­клю­че­ние ________________;

18) идти (на) встре­чу друг другу _______________;

19) (осле­пи­тель­но) белый ____________________;

20) (все­мир­но) из­вест­ный ди­ри­жер ____________;

21) (пол) го­ро­да ____________________________;

22) (не) (за) чем спо­рить ______________________;

23) (не) по­нят­ное нам ре­ше­ние ________________;

24) цель (не) до­стиг­ну­та ______________________;

25) аб­со­лют­но (не) под­го­тов­лен­ный до­клад ______;

26) от­ве­чать пута…о _________________ а) –н-; б) –нн-;

27) ра­фи­ни­ро­ва…ый ин­тел­ли­гент;_____________;

28) от­ве­ты об­ду­ма…ы ______________________;

29) ба­ло­ва…ый ре­бе­нок _____________________;

30) подли…ый до­ку­мент _____________________;

31) что н… сде­ла­ет – все н… так ________а) –е- ; б) –и-;

32) го­во­рил н… с кем иным, как с самим ди­рек­то­ром _______;

33) объ­яс­ня­ли н… раз __________;


Тип 0 № 1869
i

На­зо­ви­те цифры, на месте ко­то­рых долж­ны сто­ять за­пя­тые.

В нашу по­все­днев­ную жизнь вошло много новых по­ня­тий (1) и рус­ский язык обо­га­тил­ся но­вы­ми тер­ми­на­ми (2) когда на­ча­лась пе­ре­строй­ка нашей эко­но­ми­ки. Рус­ский язык (3) к ужасу сла­вя­но­фи­лов (4) по­сто­ян­но по­пол­ня­ет­ся сло­ва­ми (5) само собой ра­зу­ме­ет­ся (6) за­им­ство­ва­ни­я­ми из дру­гих язы­ков (7) в част­но­сти (8) из ан­глий­ско­го. Такие слова (9) как (10) ди­ви­денд (11) ме­недж­мент (12) уже стали при­выч­ны­ми (13) а такие (14) как мер­чен­дай­зер (15) или про­мо­у­тер (16) или (17) на­при­мер (18) су­пер­вай­зер (19) при­во­дят в за­труд­не­ние (20) если не всех (21) то очень мно­гих наших со­оте­че­ствен­ни­ков.


Тип 0 № 1870
i

Срав­ни­те глас­ную фо­не­му «о» в сло­вах сон и слон; до­ка­жи­те, не вы­хо­дя за пре­де­лы со­вре­мен­но­го рус­ско­го языка, что в этих сло­вах глас­ная фо­не­ма «о» раз­но­го про­ис­хож­де­ния.


Тип 0 № 1871
i

Каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся и к какой осо­бой части речи (лек­си­ко-грам­ма­ти­че­ско­му клас­су) можно от­не­сти слово время в сле­ду­ю­щей ци­та­те из сти­хо­тво­ре­ния А. С. Пуш­ки­на «Брожу ли я вдоль улиц шум­ных…»?

Тебе я место усту­паю:

Мне время тлеть, тебе цве­сти.


Тип 0 № 1872
i

Опре­де­ли­те лек­си­че­ское зна­че­ние вы­де­лен­ных слов. К какой те­ма­ти­че­ской груп­пе их можно от­не­сти? Как на­зы­ва­ют­ся слова, за­им­ство­ван­ные из ма­ло­из­вест­ных язы­ков, обыч­но не­ин­до­ев­ро­пей­ских, и упо­треб­ля­е­мые для при­да­ния речи осо­бо­го ко­ло­ри­та? Какие из вы­де­лен­ных слов от­но­сят­ся к этой ка­те­го­рии слов?

Мне пред­ста­ви­лось, что я царь, шах, хан, ко­роль, бей, набаб, сул­тан или какое-то сих на­зва­ний нечто, се­дя­щее (от древ­не­русск. гл. се­де­ти) во вла­сти на пре­сто­ле. (А. Н. Ра­ди­щев. Пу­те­ше­ствие из Пе­тер­бур­га в Моск­ву)


Тип 0 № 1873
i

Опре­де­ли­те зна­че­ние слова сер­мяж­ный, от ка­ко­го слова оно об­ра­зо­ва­но; при­ду­май­те вы­ра­же­ние с этим эпи­те­том и дайте его объ­яс­не­ние.


Тип 0 № 1874
i

Про­чи­тай­те вни­ма­тель­но текст, на­пи­сан­ный про­све­ти­те­лем XVIII в. Фе­о­фа­ном Про­ко­по­ви­чем. Крат­ко сфор­му­ли­руй­те его глав­ную мысль. Объ­яс­ни­те лек­си­че­ское зна­че­ние вы­де­лен­ных слов и при­ве­ди­те при­ме­ры со­вре­мен­ных слов, эти­мо­ло­ги­че­ски род­ствен­ных дан­ным.

 

Если в му­чи­тель­ские осуж­ден кто руки.

Ждет бед­ная го­ло­ва пе­ча­ли и муки,

Не вели то­мить его делом куз­ниц труд­ных,

Не по­сы­лать в тяж­кие ра­бо­ты мест руд­ных:

Пусть лек­си­кон де­ла­ет  — то одно до­вле­ет,

Всех мук роды сей един труд в себе имеет.


Тип 0 № 1875
i

В каж­дом из дан­ных пред­ло­же­ний опре­де­ли­те тип

об­сто­я­тель­ства, вы­ра­жен­но­го грам­ма­ти­че­ской фор­мой тво­ри­тель­но­го па­де­жа

имени су­ще­стви­тель­но­го или ме­сто­име­ния. От­меть­те уста­рев­шие слу­чаи

вы­ра­же­ния об­сто­я­тель­ствен­ных зна­че­ний фор­мой тво­ри­тель­но­го па­де­жа

(на­пи­ши­те но­ме­ра пред­ло­же­ний). Пе­ре­чис­ли­те, какие еще син­так­си­че­ские

функ­ции свой­ствен­ны этой грам­ма­ти­че­ской форме?

1.  Держа кув­шин над го­ло­вой, / Гру­зин­ка узкою тро­пой / Схо­ди­ла к бе­ре­гу.( М. Ю. Лер­мон­тов)

2.  Я сорок пять часов, глаз мигом не при­щу­ря ,/ Верст боль­ше се­ми­сот про­нес­ся! (А. С. Гри­бо­едов)

3.  Ах, те­перь гро­зой ноч­ною / Милый по морю плы­вет. (И. И. Коз­лов)

4.  Кто б ни был по­гиб­ший, но бурей погиб он. (В. А. Жу­ков­ский)

5.  Туда зарею по­спе­шаю / С сми­рен­ным по­со­хом в руках. (А. С. Пуш­кин)

6.  Убий­ством ту­пят­ся мечи. (А. С. Пуш­кин)

7.Слу­ча­лось ли, чтоб вы, сме­ясь или в пе­ча­ли, / Ошиб­кою добро о ком-ни­будь ска­за­ли? (А. С. Гри­бо­едов)

8.  Тол­пой угрю­мою и скоро по­за­бы­той / Над миром мы прой­дем без шума и следа. (М. Ю. Лер­мон­тов)

9.  Со­ло­вьем за­лет­ным юность про­ле­те­ла. (А. В. Коль­цов)

10. Чи­чи­ков... тут же изъ­явил го­тов­ность пла­тить по­да­ти за всех кре­стьян, умер­ших та­ки­ми не­счаст­ны­ми слу­ча­я­ми. (Н. В. Го­голь)


Тип 0 № 1876
i

Про­ана­ли­зи­руй­те спо­соб об­ра­зо­ва­ния сле­ду­ю­щих слов. Вы­бе­ри­те слова, в ко­то­рых про­изо­шло упро­ще­ние сло­го­вой струк­ту­ры, и на­зо­ви­те тер­мин, ко­то­рым обо­зна­ча­ет­ся это яв­ле­ние в языке.

 

Ми­не­ра­ло­гия, зна­ме­но­сец, ну­ме­ро­ло­гия, дю­ра­лю­ми­ний, аг­ро­куль­ту­ра.


Тип 0 № 1877
i

Сде­лай­те пе­ре­вод фраг­мен­та древ­не­рус­ско­го тек­ста на со­вре­мен­ный рус­ский язык. Дайте лек­си­че­ский ком­мен­та­рий к вы­де­лен­ным сло­вам: к каким кор­ням вос­хо­дят зна­че­ния вы­де­лен­ных слов, под­бе­ри­те к ним од­но­ко­рен­ные и си­но­ни­мич­ные слова в со­вре­мен­ном рус­ском языке.

 

Сь слы­шавъ Ди­о­ни­сии царь, яко два оуно­ши мъ­но­го мол­ви­ста на нь и на царь­ство его въ пиру, и по­ве­ле възъ­ва­ти я къ собе на обедъ. Видъ же еди­но­го оупивъша­ся и мъ­но­го со­ует­ная гла­го­ля­ша, а дро­уга­го съ стра­хомь пьюша и съ блю­де­нье­мъ, оного от­пу­сти, зане пья­ни­ца есть­ство­мь былъ, а оного по­се­че, яко зло­умь­ни­ка и волею бло­уда­ша.


Тип 0 № 1878
i

На­зо­ви­те раз­ря­ды ме­сто­име­ний, с ко­то­ры­ми со­от­но­сят­ся по зна­че­нию дан­ные ме­сто­имен­ные со­че­та­ния. Сгруп­пи­руй­те эти со­че­та­ния в со­от­вет­ствии с раз­ря­да­ми. При­ду­май­те пред­ло­же­ния с этими со­че­та­ни­я­ми.

 

Какой ни на есть, какой бы то ни было, какой ни возь­ми, какой-ни­ка­кой, хоть какой.


Тип 0 № 1879
i

Про­чи­тай­те текст, от­веть­те на по­став­лен­ные в тек­сте во­про­сы; свои от­ве­ты сфор­му­ли­руй­те в виде ко­рот­ко­го эссе.

 

Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные в мире языки вы­де­лить не­труд­но. Это, ко­неч­но, ки­тай­ский  — по при­чи­не огром­но­го ко­ли­че­ства людей, счи­та­ю­щих его род­ным. Это араб­ский, по­сколь­ку он есть язык ди­на­ми­че­ски раз­ви­ва­ю­щей­ся и рас­про­стра­ня­ю­щей­ся ре­ли­гии. Это ис­пан­ский, на ко­то­ром, учи­ты­вая диа­лек­ты, го­во­рит без ма­ло­го целое по­лу­ша­рие. Это, ко­неч­но, ан­глий­ский, ко­то­рый вы­пол­ня­ет в мире ту же функ­цию, какую вы­пол­нял рус­ский язык в Со­вет­ском Союзе. Се­год­ня ан­глий­ский  — язык меж­на­ци­о­наль­но­го об­ще­ния, в ос­нов­ном ком­мер­че­ско­го и на­уч­но-тех­ни­че­ско­го. И это  — рус­ский.

Рус­ский язык  — не язык ком­мер­ции. Для этих целей он сам на­пич­кан ан­гло­языч­ной лек­си­кой. Он также не яв­ля­ет­ся род­ным язы­ком для ми­ро­вой ре­ли­гии, как араб­ский или иврит. Ко­ли­че­ством мы, по­доб­но ки­тай­цам, ни­ко­го не пу­га­ем и не удив­ля­ем. Не язык все­мир­ных ко­ло­ни­за­то­ров, не язык все­мир­ных тор­гов­цев, не язык новых ре­ли­ги­оз­ных от­кро­ве­ний. Что же такое в мире рус­ский язык и в чем его цен­ность?

(Ан­дрей Тка­чев «Бег­лец от мира»)

Всего: 273    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80