Всего: 275 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Добавить в вариант
Прочитайте строчку поэта Бориса Гольдштейна. Поняв принцип «устройства» этой фразы, закончите ее, дописав нужное слово.
Напишите термин, который используется для обозначения приёма, лежащего в основе этой строки.
Дайте определение этого термина.
Нам богом быть ты б мог, …!
Прочитайте фрагменты словарных статей, взятые из двух наиболее известных в XIX веке лексикографических источников. Определите, о какой букве русского алфавита идет речь в этих статьях. Запишите эту букву, напишите её название.
Перваянадесять буква въ Славенороссійской азбукѣ…; употребляется же въ письмѣ предъ гласными въ складахъ буквами; въ церковномъ счетѣ подъ титлою означаетъ число десятое <…> (Словарь Академии Российской. Санкт-Петербург, 1806—1822). Гласная, въ русской азбукѣ счетомъ десятая (въ церковной одиннадцатая) буква(В. И. Даль. Словарь живаго великорусскаго языка. Санкт-Петербург, 1881).
Даны глаголы: затянуть, затонуть, заглянуть, выдернуть, выкинуть, окунуться, двинуться, кануть, вянуть. Их объединяет одна особенность: в этих словах на стыке корня и суффикса произошёл исторический процесс — упрощение группы согласных, в результате которого согласный корня утратился.
Сгруппируйте слова в зависимости от того, какой согласный корня в них утратился (укажите этот согласный). В качестве доказательства для каждого слова приведите по одному примеру однокоренного слова, в котором этот согласный сохранился.
Прочитайте данное ниже предложение.
Ты часто проходишь мимо не видя меня с кем-то другим.
Приведите все возможные варианты пунктуации в этом предложении.
Подробно объясните, как расстановка знаков препинания влияет на смысл высказывания.
Прочитайте отрывок из стихотворения, которое школьники XIX в. — нач. XX в. заучивали для закрепления одного орфографического правила.
Птичьи гнѣзда грѣхъ зорить,
Грѣхъ напрасно хлѣбъ сорить,
Надъ калѣкой грѣхъ смѣяться,
Надъ увѣчнымъ издѣваться…
Вспомните и запишите фразеологизм, по происхождению связанный с этим орфографическим правилом и до сих пор живущий в русском языке. Объясните значение и происхождение данного фразеологизма.
Примечание: буквы Е и ѣ(Ѣ) произносились одинаково.
Напишите слово, если известно, что это имя существительное, первый звук — согласный звонкий взрывной губно-губной, второй — согласный сонорный дрожащий, третий — гласный огублённый, четвёртый — шипящий глухой твёрдый.
Объясните правописание этого слова.
Дан ряд глаголов: сдвигать, брызгать, лязгать, зажигать, пугать.
Образуйте от них форму 3 лица единственного числа. Напишите получившиеся формы.
Определите, какой глагол отличается от остальных по способу образования данной формы.
Объясните особенности употребления форм(-ы) этого глагола. Приведите примеры употребления форм(-ы) этого глагола.
Вспомните и напишите термин, которым в языкознании называются такие глаголы.
В русских глаголах при образовании несовершенного вида с помощью суффикса - ива- (-ыва-) наблюдается чередование корневого гласного: О//А. Например: отстаивать (ср. отстоять), укорачивать (ср. укоротить), вытаптывать (ср. вытоптать), проглатывать (ср. проглотить), обматывать (ср. обмотать). Однако такое чередование характерно не для всех глаголов русского языка (ср., например: похлопывать, обесточивать, подытоживать, отсрочивать).
Проанализировав данные выше примеры, ответьте, при каком условии гласный будет чередоваться. Дайте подробный ответ с опорой на примеры.
Прочитайте слова дотрагиваться, разбалтывать, обсасывать, откапываться, укалывать, соскальзывать.
Основываясь на выведенной закономерности, выпишите слово, чередование в котором незакономерно.
Если сможете, напишите один глагол с суффиксом -ива- (-ыва-), в котором чередование О//А также незакономерно.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.
Примечание: для указания на слитное, раздельное, дефисное написание используйте следующие обозначения:
_ – слитное написание, например: (не)_навидеть,
/ – раздельное написание, например: (не) / было,
- – дефисное написание, например: как-(нибудь).
Выполните задания к тесту.
1. В третьем абзаце найдите наречие и слово категории состояния. Выпишите их, определите синтаксическую функцию обоих слов.
2. Определите, какое фонетическое явление, свойственное старославянизмам, наблюдается в выделенном слове. Напишите название этого явления. Вспомните и запишите два слова из современного русского языка, в которых наблюдается такое же явление.
Прочитайте строчку поэта Бориса Гольдштейна. Поняв принцип «устройства» этой фразы, закончите ее, дописав нужное слово.
Напишите термин, который используется для обозначения приёма, лежащего в основе этой строки.
Дайте определение этого термина.
Муза, ранясь шилом опыта, ты помолишься на…
Прочитайте фрагменты словарных статей, взятые из двух наиболее известных в XIX веке лексикографических источников. Определите, о какой букве русского алфавита идет речь в этих статьях. Запишите эту букву, напишите её название.
Начертаніе послѣдней въ Славеноской азбукѣ буквы,… употребляемой большею частію въ церковной печати въ словахъ, съ Греческаго въ языкъ Россійской введенныхъ, и произносимой иногда наподобіе буквы «в», <…>. Иногда же наподобіе «і» <…>
Буква…, церковная, въ азбукѣ 42-я и послѣдняя; пишется въ гречск. словахъ, отвѣчая за И и за В<…> (В. И. Даль. Словарь живаго великорусскаго языка. Санкт-Петербург, 1881).
Даны глаголы: выглянуть, вытянуть, выкинуть, выдернуть, окунуться, задвинуть, затонуть, кануть, вянуть. Их объединяет одна особенность: в этих словах на стыке корня и суффикса произошёл исторический процесс — упрощение группы согласных, в результате которого согласный корня утратился.
Сгруппируйте слова в зависимости от того, какой согласный корня в них утратился (укажите этот согласный). В качестве доказательства для каждого слова приведите по одному примеру однокоренного слова, в котором этот согласный сохранился.
Прочитайте данное ниже предложение.
Ты часто проходишь мимо не видя меня с кем-то другим.
Приведите все возможные варианты пунктуации в этом предложении.
Подробно объясните, как расстановка знаков препинания влияет на смысл высказывания.
Прочитайте отрывок из стихотворения, которое школьники XIX в. — нач. XX в. заучивали для закрепления одного орфографического правила.
Кто тамъ гнѣвно свирѣпѣетъ?
Крѣпко сѣтовать такъ смѣетъ?
Надо мирно спор рѣшить
И другъ друга убѣдить…
Вспомните и запишите фразеологизм, по происхождению связанный с этим орфографическим правилом и до сих пор живущий в русском языке. Объясните значение и происхождение данного фразеологизма.
Примечание: буквы Е и ѣ(Ѣ) произносились одинаково.