сайты - меню - вход - но­во­сти


Поиск
?


Скопировать ссылку на результаты поиска
Класс: 10 11 8 9

Всего: 275    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80

Добавить в вариант

Тип 0 № 234
i

Про­чи­тай­те строч­ку поэта Бо­ри­са Гольд­штей­на. Поняв прин­цип «устрой­ства» этой фразы, за­кон­чи­те ее, до­пи­сав нуж­ное слово.

На­пи­ши­те тер­мин, ко­то­рый ис­поль­зу­ет­ся для обо­зна­че­ния приёма, ле­жа­ще­го в ос­но­ве этой стро­ки.

Дайте опре­де­ле­ние этого тер­ми­на.

 

Нам богом быть ты б мог, …!


Тип 0 № 235
i

Про­чи­тай­те фраг­мен­ты сло­вар­ных ста­тей, взя­тые из двух наи­бо­лее из­вест­ных в XIX веке лек­си­ко­гра­фи­че­ских ис­точ­ни­ков. Опре­де­ли­те, о какой букве рус­ско­го ал­фа­ви­та идет речь в этих ста­тьях. За­пи­ши­те эту букву, на­пи­ши­те её на­зва­ние.

Пер­ва­я­на­де­сять буква въ Сла­ве­но­россійской азбукѣ…; упо­треб­ля­ет­ся же въ письмѣ предъ глас­ны­ми въ скла­дахъ бук­ва­ми; въ цер­ков­но­мъ счетѣ подъ тит­лою озна­ча­етъ число де­ся­тое <…> (Сло­варь Ака­де­мии Рос­сий­ской. Санкт-Пе­тер­бург, 1806—1822). Глас­ная, въ рус­ской азбукѣ сче­то­мъ де­ся­тая (въ цер­ков­ной один­на­дца­тая) буква(В. И. Даль. Сло­варь жи­ва­го ве­ли­ко­рус­ска­го языка. Санкт-Пе­тер­бург, 1881).


Тип 0 № 236
i

Даны гла­го­лы: за­тя­нуть, за­то­нуть, за­гля­нуть, вы­дер­нуть, вы­ки­нуть, оку­нуть­ся, дви­нуть­ся, ка­нуть, вя­нуть. Их объ­еди­ня­ет одна осо­бен­ность: в этих сло­вах на стыке корня и суф­фик­са про­изошёл ис­то­ри­че­ский про­цесс  — упро­ще­ние груп­пы со­глас­ных, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го со­глас­ный корня утра­тил­ся.

Сгруп­пи­руй­те слова в за­ви­си­мо­сти от того, какой со­глас­ный корня в них утра­тил­ся (ука­жи­те этот со­глас­ный). В ка­че­стве до­ка­за­тель­ства для каж­до­го слова при­ве­ди­те по од­но­му при­ме­ру од­но­ко­рен­но­го слова, в ко­то­ром этот со­глас­ный со­хра­нил­ся.


Тип 21 № 237
i

Про­чи­тай­те пред­ло­же­ние дан­ное ниже.

Что есть кра­со­та?

Под­черк­ни­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву. Ука­жи­те тип ска­зу­е­мо­го. От­меть­те спо­соб вы­ра­же­ния ска­зу­е­мо­го (часть речи, грам­ма­ти­че­ская форма).


Тип 0 № 238
i

Про­чи­тай­те дан­ное ниже пред­ло­же­ние.

Ты часто про­хо­дишь мимо не видя меня с кем-то дру­гим.

При­ве­ди­те все воз­мож­ные ва­ри­ан­ты пунк­ту­а­ции в этом пред­ло­же­нии.

По­дроб­но объ­яс­ни­те, как рас­ста­нов­ка зна­ков пре­пи­на­ния вли­я­ет на смысл вы­ска­зы­ва­ния.


Тип 0 № 239
i

Пред­ло­жи­те все воз­мож­ные ва­ри­ан­ты утвер­ди­тель­но­го от­ве­та на сле­ду­ю­щий во­прос:

По­дру­га при­гла­си­ла на кон­церт?

По­дроб­но объ­яс­ни­те, от чего за­ви­сит на­ли­чие ва­ри­ан­тов.


Тип 0 № 240
i

Про­чи­тай­те от­ры­вок из сти­хо­тво­ре­ния, ко­то­рое школь­ни­ки XIX в.  — нач. XX в. за­учи­ва­ли для за­креп­ле­ния од­но­го ор­фо­гра­фи­че­ско­го пра­ви­ла.

Пти­чьи гнѣзда грѣхъ зо­рить,

Грѣхъ на­прас­но хлѣбъ со­рить,

Надъ калѣкой грѣхъ смѣяться,

Надъ увѣчнымъ издѣвать­ся…

 

Вспом­ни­те и за­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм, по про­ис­хож­де­нию свя­зан­ный с этим ор­фо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом и до сих пор жи­ву­щий в рус­ском языке. Объ­яс­ни­те зна­че­ние и про­ис­хож­де­ние дан­но­го фра­зео­ло­гиз­ма.

При­ме­ча­ние: буквы Е и ѣ(Ѣ) про­из­но­си­лись оди­на­ко­во.


Тип 0 № 241
i

Опре­де­ли­те, какое из слов по своей се­ман­ти­ке не по­хо­же на осталь­ные. Вы­пи­ши­те это слово и объ­яс­ни­те своё ре­ше­ние.

Слива, груша, айва, вишня, ма­ли­на, смо­ро­ди­на, яб­ло­ко, брус­ни­ка, пер­сик.


Тип 21 № 242
i

На­пи­ши­те слово, если из­вест­но, что это имя су­ще­стви­тель­ное, пер­вый звук  — со­глас­ный звон­кий взрыв­ной губно-губ­ной, вто­рой  — со­глас­ный со­нор­ный дро­жа­щий, тре­тий  — глас­ный огублённый, четвёртый  — ши­пя­щий глу­хой твёрдый.

Объ­яс­ни­те пра­во­пи­са­ние этого слова.


Тип 0 № 243
i

Дан ряд гла­го­лов: сдви­гать, брыз­гать, ляз­гать, за­жи­гать, пу­гать.

Об­ра­зуй­те от них форму 3 лица един­ствен­но­го числа. На­пи­ши­те по­лу­чив­ши­е­ся формы.

Опре­де­ли­те, какой гла­гол от­ли­ча­ет­ся от осталь­ных по спо­со­бу об­ра­зо­ва­ния дан­ной формы.

Объ­яс­ни­те осо­бен­но­сти упо­треб­ле­ния форм(-ы) этого гла­го­ла. При­ве­ди­те при­ме­ры упо­треб­ле­ния форм(-ы) этого гла­го­ла.

Вспом­ни­те и на­пи­ши­те тер­мин, ко­то­рым в язы­ко­зна­нии на­зы­ва­ют­ся такие гла­го­лы.


Тип 0 № 244
i

В рус­ских гла­го­лах при об­ра­зо­ва­нии не­со­вер­шен­но­го вида с по­мо­щью суф­фик­са - ива- (-ыва-) на­блю­да­ет­ся че­ре­до­ва­ние кор­не­во­го глас­но­го: О//А. На­при­мер: от­ста­и­вать (ср. от­сто­ять), уко­ра­чи­вать (ср. уко­ро­тить), вы­тап­ты­вать (ср. вы­топ­тать), про­гла­ты­вать (ср. про­гло­тить), об­ма­ты­вать (ср. об­мо­тать). Од­на­ко такое че­ре­до­ва­ние ха­рак­тер­но не для всех гла­го­лов рус­ско­го языка (ср., на­при­мер: по­хло­пы­вать, обес­то­чи­вать, поды­то­жи­вать, от­сро­чи­вать).

Про­ана­ли­зи­ро­вав дан­ные выше при­ме­ры, от­веть­те, при каком усло­вии глас­ный будет че­ре­до­вать­ся. Дайте по­дроб­ный ответ с опо­рой на при­ме­ры.

Про­чи­тай­те слова до­тра­ги­вать­ся, раз­бал­ты­вать, об­са­сы­вать, от­ка­пы­вать­ся, ука­лы­вать, со­скаль­зы­вать.

Ос­но­вы­ва­ясь на вы­ве­ден­ной за­ко­но­мер­но­сти, вы­пи­ши­те слово, че­ре­до­ва­ние в ко­то­ром не­за­ко­но­мер­но.

Если смо­же­те, на­пи­ши­те один гла­гол с суф­фик­сом -ива- (-ыва-), в ко­то­ром че­ре­до­ва­ние О//А также не­за­ко­но­мер­но.


Тип 0 № 245
i
Развернуть

Вставь­те про­пу­щен­ные буквы, рас­крой­те скоб­ки. Рас­ставь­те не­до­ста­ю­щие знаки пре­пи­на­ния.

 

При­ме­ча­ние: для ука­за­ния на слит­ное, раз­дель­ное, де­фис­ное на­пи­са­ние ис­поль­зуй­те сле­ду­ю­щие обо­зна­че­ния:

_ – слит­ное на­пи­са­ние, на­при­мер: (не)_на­ви­деть,

/ – раз­дель­ное на­пи­са­ние, на­при­мер: (не) / было,

- – де­фис­ное на­пи­са­ние, на­при­мер: как-(ни­будь).

1
Тип 21 № 299
i

1.  Опре­де­ли­те, какое фо­не­ти­че­ское яв­ле­ние, свой­ствен­ное ста­ро­сла­вя­низ­мам, на­блю­да­ет­ся в вы­де­лен­ном слове. На­пи­ши­те на­зва­ние этого яв­ле­ния.


2
Тип 0 № 271
i

Вставь­те про­пу­щен­ные буквы, рас­крой­те скоб­ки. Рас­ставь­те не­до­ста­ю­щие знаки пре­пи­на­ния.

 

При­ме­ча­ние: для ука­за­ния на слит­ное, раз­дель­ное, де­фис­ное на­пи­са­ние ис­поль­зуй­те сле­ду­ю­щие обо­зна­че­ния:

_ – слит­ное на­пи­са­ние, на­при­мер: (не)_на­ви­деть,

/ – раз­дель­ное на­пи­са­ние, на­при­мер: (не) / было,

- – де­фис­ное на­пи­са­ние, на­при­мер: как-(ни­будь).


Тип 0 № 246
i

Вы­пол­ни­те за­да­ния к тесту.

1.  В тре­тьем аб­за­це най­ди­те на­ре­чие и слово ка­те­го­рии со­сто­я­ния. Вы­пи­ши­те их, опре­де­ли­те син­так­си­че­скую функ­цию обоих слов.

2.  Опре­де­ли­те, какое фо­не­ти­че­ское яв­ле­ние, свой­ствен­ное ста­ро­сла­вя­низ­мам, на­блю­да­ет­ся в вы­де­лен­ном слове. На­пи­ши­те на­зва­ние этого яв­ле­ния. Вспом­ни­те и за­пи­ши­те два слова из со­вре­мен­но­го рус­ско­го языка, в ко­то­рых на­блю­да­ет­ся такое же яв­ле­ние.


Тип 0 № 247
i

Про­чи­тай­те строч­ку поэта Бо­ри­са Гольд­штей­на. Поняв прин­цип «устрой­ства» этой фразы, за­кон­чи­те ее, до­пи­сав нуж­ное слово.

На­пи­ши­те тер­мин, ко­то­рый ис­поль­зу­ет­ся для обо­зна­че­ния приёма, ле­жа­ще­го в ос­но­ве этой стро­ки.

Дайте опре­де­ле­ние этого тер­ми­на.

 

Муза, ра­нясь шилом опыта, ты по­мо­лишь­ся на…


Тип 0 № 248
i

Про­чи­тай­те фраг­мен­ты сло­вар­ных ста­тей, взя­тые из двух наи­бо­лее из­вест­ных в XIX веке лек­си­ко­гра­фи­че­ских ис­точ­ни­ков. Опре­де­ли­те, о какой букве рус­ско­го ал­фа­ви­та идет речь в этих ста­тьях. За­пи­ши­те эту букву, на­пи­ши­те её на­зва­ние.

На­чер­таніе послѣдней въ Сла­ве­нос­кой азбукѣ буквы,… упо­треб­ля­е­мой боль­шею частію въ цер­ков­ной пе­ча­ти въ сло­вахъ, съ Гре­че­ска­го въ языкъ Россійской вве­ден­ны­хъ, и про­из­но­си­мой ино­гда на­по­добіе буквы «в», <…>. Ино­гда же на­по­добіе «і» <…>

Буква…, цер­ков­ная, въ азбукѣ 42-я и послѣдняя; пи­шет­ся въ гречск. сло­вахъ, отвѣчая за И и за В<…> (В. И. Даль. Сло­варь жи­ва­го ве­ли­ко­рус­ска­го языка. Санкт-Пе­тер­бург, 1881).


Тип 0 № 249
i

Даны гла­го­лы: вы­гля­нуть, вы­тя­нуть, вы­ки­нуть, вы­дер­нуть, оку­нуть­ся, за­дви­нуть, за­то­нуть, ка­нуть, вя­нуть. Их объ­еди­ня­ет одна осо­бен­ность: в этих сло­вах на стыке корня и суф­фик­са про­изошёл ис­то­ри­че­ский про­цесс  — упро­ще­ние груп­пы со­глас­ных, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го со­глас­ный корня утра­тил­ся.

Сгруп­пи­руй­те слова в за­ви­си­мо­сти от того, какой со­глас­ный корня в них утра­тил­ся (ука­жи­те этот со­глас­ный). В ка­че­стве до­ка­за­тель­ства для каж­до­го слова при­ве­ди­те по од­но­му при­ме­ру од­но­ко­рен­но­го слова, в ко­то­ром этот со­глас­ный со­хра­нил­ся.


Тип 21 № 250
i

Про­чи­тай­те пред­ло­же­ние дан­ное ниже.

Кто есть че­ло­век?

Под­черк­ни­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву. Ука­жи­те тип ска­зу­е­мо­го. От­меть­те спо­соб вы­ра­же­ния ска­зу­е­мо­го (часть речи, грам­ма­ти­че­ская форма).


Тип 0 № 251
i

Про­чи­тай­те дан­ное ниже пред­ло­же­ние.

Ты часто про­хо­дишь мимо не видя меня с кем-то дру­гим.

При­ве­ди­те все воз­мож­ные ва­ри­ан­ты пунк­ту­а­ции в этом пред­ло­же­нии.

По­дроб­но объ­яс­ни­те, как рас­ста­нов­ка зна­ков пре­пи­на­ния вли­я­ет на смысл вы­ска­зы­ва­ния.


Тип 0 № 252
i

Пред­ло­жи­те все воз­мож­ные ва­ри­ан­ты утвер­ди­тель­но­го от­ве­та на сле­ду­ю­щий во­прос:

Сер­гей на­пи­сал рас­сказ?

По­дроб­но объ­яс­ни­те, от чего за­ви­сит на­ли­чие ва­ри­ан­тов.


Тип 0 № 253
i

Про­чи­тай­те от­ры­вок из сти­хо­тво­ре­ния, ко­то­рое школь­ни­ки XIX в.  — нач. XX в. за­учи­ва­ли для за­креп­ле­ния од­но­го ор­фо­гра­фи­че­ско­го пра­ви­ла.

 

Кто тамъ гнѣвно свирѣпѣетъ?

Крѣпко сѣто­вать такъ смѣетъ?

Надо мирно спор рѣшить

И другъ друга убѣдить…

 

Вспом­ни­те и за­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм, по про­ис­хож­де­нию свя­зан­ный с этим ор­фо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом и до сих пор жи­ву­щий в рус­ском языке. Объ­яс­ни­те зна­че­ние и про­ис­хож­де­ние дан­но­го фра­зео­ло­гиз­ма.

При­ме­ча­ние: буквы Е и ѣ(Ѣ) про­из­но­си­лись оди­на­ко­во.

Всего: 275    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80